Раздел 2.  Образовательная программа

2.1.Инновационная деятельность педагога.

С 2007 года школа под руководством  инноватора работает по теме «Использование потенциала социума в реализации гражданского образовательного заказа».

Перспективность сотрудничества с социумом мы видим в саморазвитии, самореализации личности в ходе взаимодействия, в раскрытии скрытого потенциала, творческих сил социума, в практической значимости результатов взаимодействия в жизни села.

Цели проекта

1. Создание необходимых условий развития культурно-образовательных инициатив.

2. Формирование разносторонне развитой творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в интересах общества - продолжение традиций, развитие науки и культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений.

2.2. Этапы реализации проекта

 1 этап – Организационный: 2006-2007 уч.г.

  1.  Изучение и выявление образовательных потребностей социума и прогнозирование новых  форм работы для дальнейшего развития села.
  2. Изучение теории управления развитием систем в аспекте данного исследования.
  3. Проведение информационно – разъяснительной работы с субъектами социума; разработка НПБ эксперимента
  4. Разработка программ совместного взаимодействия с субъектами социума.
  5. Разработка подпрограмм и программ по выявлению, развитию и поддержке культурно-образовательных инициатив.

2 этап – конструктивный: сентябрь 2007-2010 г.г.

  1. Создание общественного совета по координации взаимодействия субъектов социума – участников культурно-образовательных инициатив.
  2. Поиск и разработка определенных методик мониторинга и коррекции образования.
  3. Создание условий для реализации образовательного заказа (научно-методическое и социально-психологическое обеспечение эксперимента)
  4. Дальнейшая работа по реализации проекта.
  5. Разработка нормативно-правовой базы эксперимента.

3 этап – оценочно-обобщающий. 1января 2010-30 мая 2010.

  1. Разработка пакета документов.
  2. Сопоставление результатов эксперимента и замысла.
  3. Подготовка и формулировка выводов.

2.3.Результат деятельности по выбранной технологии

Анализ социокультурной ситуации

 

Мы считаем основными следующие принципы, на которых должна строиться совместная деятельность с родительской общественностью, социумом:

  • Открытость (обсуждение и согласование всех планов работы, программ, отчет о деятельности всех структур управления лицеем);
  • Прозрачность (ежегодный финансовый отчет на родительской конференции);
  • Доступность (информирование родителей о деятельности школы различными средствами, включая  Интернет-технологии);
  • Законность (участие в обсуждении локальных актов, регламентирующих деятельность школы);
  • Добровольность (только добровольное участие, основанное на собственных интересах, потребностях, компетенции);
  • Сотрудничество (вся деятельность строится на основе сотрудничества).

Для начала мы провели анализ социокультурной ситуации наслега по методике Цирульникова. Социокультурная  ситуация наслега выглядит следующим образом: выявлено 8 основных явлений, которые имеют немаловажное значение в развитии нашего наслега.

Явление

(+) сторона

(-) сторона

1

Основной состав население не местные (95/5)

  • Менталитет мини-республики
  • Много интересных талантливых людей
  • Многие -  основатели села
    • Миграция
    • Социальная разобщенность
    • Не развито чувство малой родины
 

2

Много госучреждений, частных предприятий

  • Нет безработицы
  • Возможность выбора места работы
    • Разобщенность
 

3

Промышленная организация ОАО «Телен»

  • Приобщение  местного населения к промышленности
    • Нарушение экологии
 

4

ХПЛ-18

  • Возможность получения рабочей специальности на месте

-

5

ДМШ

  • Развитие творческих способностей детей

-

6

30% населения живут в 12-квартирных домах

  • Удобства жизни
    • Отсутствие частного хозяйства
    • Отрыв от сельского труда
 

7

Сеть частных магазинов (11)

  • обеспечение товарами первой необходимости по приемлемой цене
    • продажа алкогольных напитков
 

8

Отсутствие  мате-риально-технической  базы школы (учеба ведется в приспособленных помещениях)

 

  • Отсутствие условия для проведения учебно-воспитательного процесса

 

Далее  провели    идентификацию собственно образовательных проблем и выявили, что:

  • МТБ школы не соответствует стандарту. В 2008 году государственная республиканская комиссия закрыла школу из-за аварийного состояния главного учебного корпуса и корпуса мастерской. Третий год нет соответствующего здания школы. Дети учатся в бывшем приспособленном здании интерната. Уроки  физкультуры проходят в спортзале профлицея, культурно-массовые мероприятия – в сельском клубе, уроки технологии (для мальчиков) – в частной мастерской, некоторые кружки – в частных домах самих руководителей.
  • Занятия ведутся в 2 смены.
  • Температурный режим не соответствует санитарно-правовым нормам.
  • Не хватает учебников, методической литературы, соответствующей новым программам; спортинвентаря для занятий спортом; ТСО; препаратов и приборов для проведения лабораторных занятий по химии и физике.

Итог: проблемы в образовании зависят от мотивации, а также от

-  общего понижения культуры поведения детей;                                                                                                -  многие родители не уделяют должного внимания к своим детям;                                                                            -  нет общего взгляда педколлектива, родителей, общественности на воспитание детей.

 

Также провели анализ образовательных запросов (разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения) и выявили:

Потребности родителей

Потребности социума

Потребности учителей, педагогов

Потребности детей

 

  • Качественное образование детей (высшее, среднее специальное образование, подготовка к ЕГЭ)
  • Качественное образование детей (адекватная оценка их возможностей, способностей, личностных качеств, мудрое сопровождение их социализации)
  • Воспитание чувства любви к земле, трудолюбия, толерантности, устойчивых морально-нравственных  качеств.
  • Уважение к родному языку, приоритетность родного языка, признание его как способа вхождения в Культуру.
  • Физическое, психологическое, эмоциональное здоровье детей
  • Создание новых рабочих мест в наслеге
  • Наличие молодых творческих специалистов в образовательном учреждение
  • Уважение и внимание со стороны детей

 

  • Сохранение наслега, выживание в условиях рыночной экономики
  • Воспитание здоровых, ответственных, трудолюбивых, толерантных, самостоятельных, преемников.
  •  Сохранение традиционных занятий, культурных ценностей  народа саха.
  • Качественное образование детей, их конкурентоспо-собность.
  • Высокий уровень социали-зации детей.
  • Создание соответствующих условий для возвращения молодежи в село:

-                     обеспечение их работой

-                     создание новых инфраструктур

-                     улучшение коммуникационных, жилищно-бытовых условий

-                     создание культурно-досугового центра

-                     внедрение новых форм, технологий ведения сельскохозяйственной деятельности

-                     решения проб-лем реализации готовой продукции адекватно их себестоимости

  • Повышение мотивации к образованию у детей
  • Адекватная оценка и знание родителями возможностей, способностей, потребностей детей
  • Изменение содержания  контроля и оценки качества их деятельности
  • Стимулирование их творческой инициативы
  • Психологический комфорт рабочего места, соответствую-щая их требованиям материально-техни-ческая оснащенность образовательного учреждения
  • Соответствующая информационное обеспечение

 

Коммуникативные

-                     любовь и уважение родителей, принятие их такими, какие они есть (без завышенных требований)

-                     уважительное отношение учителей, признание их как личности

-                     уважение и признание сверстников

-                     адекватная оценка окружающих

Эмоциональные:

-                     душевный, психологический комфорт

-                     наличие ситуа-ции успеха, как ситуации самоутверж-дения их личностных качеств.

-                     завышенная оценка их возможностей.

  • Образовательные:

-                     занятия по желанию, интересам

-                     углубленное изучение интересующих их предметов 

-                     изменение характера преподавания предмета, изменение структуры урока (наиболее привлекателен деятельностный, практический вид деятельности).

Вывод: Потребности родителей и детей, родителей и учителей не совпадают. Родители не учитывают желания, интересы своих детей, недостаточно знают их возможности, способности, следовательно, образовательный процесс в целом делается личностно незначимым для ребенка. Нарушаются условия кооперации (сотрудничества): нет смысла в сотрудничестве, если потребности субъектов кооперации игнорируются. В результате возникает непонимание, конфликтная ситуация между учителями и родителями. Они, не считаясь с желанием, интересом ребенка, за него пытаются решить его же проблемы, снимают с него ответственность за собственное образование.

Следовательно, из года в год социум пополняется за счет детей, которые по тем или иным причинам не смогли реализовать себя как личность. В результате опроса выявлено много острых проблем, которые волнуют нас сегодня. Низкий социально-экономический уровень жизни населения, безработица, ухудшение состояния здоровья, обострение противоречий между поколениями – далеко не полный перечень проблем.

В настоящий момент родители хотят  от школы следующее:

  •     Обучение профессиям и специальностям сельскохозяйственного направления: агрономия, хозяйка усадьбы, швейное дело, кулинария, медсестра (оказание первой медицинской помощи), дизайн усадьбы, квартиры; пошив обуви, столяр;
  •    Организация военной подготовки юношей + кружки ОБЖ + спортсекции + физическое закаливание;
  •     Учитель должен понимать своих учеников, понимать их интересы, находить общий язык с детьми (комфортное общение);
  •     Ежегодные переводные экзамены или зачеты по традиционной форме (не ЕГЭ) – по билетам, чтобы добиться устойчивых знаний;
  • Организация дополнительных занятий по тем предметам, в которых затрудняются дети. Например, по химии, физике;
  • С начальных классов нужны дополнительные занятия для «слабых»;
  • Организация занятий кукольного театра, где дети развивали бы свою речь, раскрывали бы свои таланты, развивали фантазию.

 

Для удовлетворения выявленных потребностей образовательными учреждениями необходимо консолидировать  программы развития, создать условия для решения проблем на улусном уровне, разработать программу развития  села, улуса.   Реальное содействие в нормативно-правовом отношении могут оказать различные управления улусного уровня.

Внедрение сетевого взаимодействия  образовательных учреждений,  сетевого взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями, учреждениями, организациями  с целью внедрения дуального образования или решения кадровых запросов  рабочих специальностей, решения занятости населения.

На сегодняшний день все педагоги школы более или менее включились в инновационный процесс.

 

© lotowa-l

Сделать бесплатный сайт с uCoz