Раздел 1. Эссе
26 лет – вот такой срок отделяет меня от того времени, когда я впервые переступила порог школы как учитель, имея в багаже институтские знания, напутствия моих родителей и еще, огромное желание стать Педагогом, Педагогом именно с большой буквы. Поднимаясь по лестнице профессионального роста, я постоянно убеждаюсь, что педагогическому коллективу наибольших результатов можно добиться, если в школе целенаправленно решается одна из самых первоочередных управленческих задач – формирование, сплочение, воспитание и развитие педагогического коллектива – главного субъекта обучения, воспитания и развития учащихся.
Объединяет педагогов в одну команду общее для всех “дело”, которое направлено на решение назревших проблем школы. Таким “делом” для коллектива Харбалахской школы, где я работаю заместителем директора по инновационной работе, стала инновационная деятельность по теме “Использование потенциала социума в реализации гражданского образовательного заказа” (с 2007 года школа – кандидат экспериментальная площадка, с 2008 получила статус РЭП) по изучению реальности концептуально построенной модели выпускника школы: физически здоровой, духовно богатой, образованной творческой личности, адаптированной к современной жизни.
Практика моей работы показывает, что инновации не могут быть навязанными коллективу, спущенными сверху. По определению М.М.Поташника, любая школа проходит несколько этапов в своей жизнедеятельности: становление, функционирование и развитие. Развитие школы, в свою очередь, связано с созданием новой практики образования, а последняя и требует экспериментов. Это одна из главных причин нашего решения принять участие в эксперименте. В процессе выполнения SVOT-анализа я выделила и другие причины:
· Необходимость обновления содержания деятельности и оптимизации управления в условиях реформирования системы школьного образования, реализации основных направлении модернизации российского образования;
· Низкая мотивация учебной деятельности школьников и слабая сформированность ключевых умений и навыков учебного труда;
· Преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к образовательному процессу, недостаточный уровень профессионализма педагогов;
· Выполнение заказа общества, социума (в нашем случае - сельского социума, находящегося в условиях демографического и социльно-экономического спада).
Другими факторами выбора пути развития школы стали реальные возможности и условия школы и, самое главное, поддержка инновации большинством субъектов и образования: учеников (78%), педагогов (98%), родителей (75%) общественности (100%) (общешкольное собрание “Открытая школа” (Протокол №1 от 12.11.06).
Программа инновационной деятельности, которую я разработала, органично переплетается с другими целевыми подпрограммами: “Дуальное образование”, “Школа – территория здоровья”, “Семья”, которые составляют основные разделы в Программе развития школы на 2007-11 гг., в разработке которых я принимала самое активное участие. Программа развития школы прошла независимую экспертизу, а это говорит о том, что запуск эксперимента был правильным решением для развития педагогического коллектива.
На основании внутренних и внешних факторов инноватор сформулировал миссию школы: создание психолого-педагогических условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения выпускников в современных социально-экономических условиях.
Инновационная деятельность школы привело к изменению механизмов управления школой, его децентрализацию. Например, локальные акты, программы разрабатывают творческие группы, комиссия из состава всех структурных единиц работников школы распределяет стимулирующую часть зарплаты и др.
Другим, на мой взгляд, важным нововведением в инновационной школе является внедрение матричной системы управления, которая стала возможна вследствие активного освоения педагогами модульной технологии – метода проектов. Ученические проекты, проекты педагогов, родителей проходят через все четыре направления развития школы, наполняя жизнь школы духом общения и социальной значимости каждого. Разработанные проекты прошли независимую экспертизу на различных конкурсах, некоторые из них получили гранты.
Научно-методический совет, которым я руковожу, является органом, координирующим всю научно-методическую деятельность педагогического коллектива, школьных методических объединений: обеспечивает взаимосвязь педагогической науки с практикой, направляет и диагностирует инновационную работу педагогов, творческих групп, команд, способствует самореализации личности педагогов на основе непрерывного повышения квалификации.
В состав совета входят научный руководитель – Черосов Михаил Михайлович – доктор биологических наук, в.н.с. ИБПК СО РАН, административный аппарат школы, руководители школьных МО.
С 2007 года я занимаюсь новым для себя видом деятельности - управлением опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой педагогического коллектива. Моими основными функциями являются регуляция и корректировка реализации основных направлений опытно-экспериментальной работы, анализ состояния и результативности опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы педагогического коллектива. Под моим руководством создаются творческие рабочие группы по выполнению исследовательских, проектных, конкурсных работ, по разработке программ, подпрограмм и т.д. Одна из главных моих задач – это мотивационная: создание для всех участников эксперимента условий для самовыражения, самореализации, саморазвития в процессе творческой деятельности.
Хотелось бы также выделить возрастание роли в школе общественно-государственных органов самоуправления, внедрение которых само по себе инновация и потому курируется инноватором.
С 2008 года в школе начали работу управляющий совет, который регламентирует внутреннюю жизнь школы, и попечительский совет – распределяющий внебюджетные средства. Попечительский совет, председателем которого является Рахлеев П.Д., в данное время находится на стадии юридического оформления. Мое твердое убеждение: появление таких общественных органов управления – это не дань моде, а предопределенный процесс демократизации общества. Да и перед кем отчитываться директору школы, как не перед своим главным заказчиком и потребителем – перед родителями и учениками!
Наконец, важным фактором роста производительности труда педагога является наличие в школе положительного психологического микроклимата – индикатора эмоционального благополучия педагога, удовлетворенности взаимоотношениями с администрацией, защищенности его личности в коллективе. Данный вопрос у меня стоит на особом контроле. По изучению комфортности среды школы проводятся ежегодные опросы всех субъектов образования. Социльно-психологическая служба проводит оперативные мероприятия по устранению причин тревожных сигналов, выявленных при опросе.
Успешность всякого управления во многом зависит от качества контроля. Особенностью контроля над процессом развития экспериментальной площадки является тесное взаимодействие его с диагностированием, анализом, коррекцией развития. Эффективность механизмов управления отслеживается на основе муниципальной рейтинговой системы и педагогического мониторинга.
Вот уже три года педагогический коллектив работает в режиме инновационной деятельности. Мне бы хотелось выделить следующее: с введением инновационной деятельности повысилось качество образования учащихся (за последние 3 года с 39,8 до 44.6 %); повысилось число призеров и победителей различных НПК школьников (с 4 до 35); на базе Харбалахской школы ежегодно проводятся различные НПК, семинары, в том числе - авторские; многие учителя всерьез занялись научно-исследовательской работой.
На республиканском конкурсе инновационных проектов и программ на Грант Президента РС(Я) в 2010 г. я успешно защитила отчет проекта “Использование потенциала социума в реализации гражданского образовательного заказа” и защитила новый проект «Воспитание чувства Малой родины у школьников в формирующемся населенном пункте путем реализации совместных с социумом проектов». Проект “Использование потенциала социума в реализации гражданского образовательного заказа” также по рейтингу включен в 20 лучших инновационных проектов в РФ (институт «Эврика» г. Москва, 2008 г.);
Инновационное управление процессом позволило вводимым новшествам быть понятыми и принятыми коллективом. Завершился ли у нас процесс создания эффективного педагогического коллектива? Однозначно, нет. У нас есть ряд нерешенных проблем, над которыми мы целенаправленно работаем. Но с полной уверенностью я могу сказать, что наш коллектив находится в процессе развития. И в недалеком будущем мы превратимся в команду единомышленников, в команду “играющих в одни ворота”.
Эффективность механизмов управления отслеживается на основе муниципальной рейтинговой системы и педагогического мониторинга – по этому рейтингу Харбалахская школа занимает 2-4 место в улусе из 18 школ.